В Нидерландах первый так называемый День без машин, или World Carfree Day, прошел еще в 1972 году. Считается, что идею подали молодежные бунтари – хиппи, зеленые, анархисты. Как известно, Амстердам с 60-х годов стал их неофициальной столицей. Активные молодые люди протестовали против образа жизни, ради психологии потребления разрушающего природу. Засилье машин они рассматривали как зло.
И действительно, к началу 70-х на каждого жителя Нидерландов приходилось по два автомобиля. На улицах городов постоянно возникали пробки, атмосфера загрязнялась. Молодые бунтари стали выходить на улицы с транспарантами, митинговать, создавать экологические группы. К движению присоединялось все больше людей. Власти вынуждены были прислушаться к их мнению. К тому же, начался топливный кризис.
Правительство страны стало объявлять Дни без машин по выходным. Потом появились запреты въезда автомобилей на главные улицы Амстердама. Затем в стране начали строить специальные полосы для велосипедов. В итоге сегодня в Голландии самая развитая инфраструктура велосипедных дорожек и пешеходных зон.
Жители повсеместно перемещаются на двухколесном транспорте, есть даже так называемые общественные велосипеды, которые с одной из многочисленных стоянок может взять в прокат любой желающий. Во многие маленькие городки вообще запрещен въезд на автомобилях. За рулем там – только таксисты, водители скорой помощи, полицейские.
Постепенно инициативу голландцев подхватили в Европе, а потом и во всем мире. На сегодняшний день в акции участвуют 1,5 тысяч городов. В День без машин около 100 миллионов человек пересаживаются на велосипеды, ролики, в крайнем случае – общественный транспорт. Движение в центре перекрывают, а представители зеленых совершают пробеги по городам на велосипедах.