Потеря двух из пяти американских кораблей привела к тому, что несколько лет назад программа «Шаттл» была закрыта. И Россия – правопреемница СССР – сделалась фактическим монополистом в космических перевозках, а главное – в управляемых космических полетах. В настоящее время стоимость полета одного американского астронавта на российском корабле «Союз» колеблется в пределах 62 – 63 миллионов долларов.
«Союз» заслуженно имеет славу очень надежного корабля. Однако его уже можно считать устаревшим. Кроме того, поскольку с распадом СССР разрушились также многие экономические связи между бывшими республиками, производство большинства деталей для «Союза» было прекращено. Их теперь приходится выпускать небольшими партиями, что, естественно, резко увеличивает стоимость самих деталей, и повышает расходы на «Союз».
В последнее время на прибыльный рынок космических перевозок все настойчивее пытаются вторгнуться частные компании. Например, компания SpaceExploration Technologies. Ею был спроектирован и построен частный космический корабль «Дракон», успешно запущенный в космос 22 мая с аэродрома на мысе Канаверал, США. «Дракон», выведенный на орбиту ракетой «Фалькон-9», использовался в качестве грузового корабля для Международной космической станции. Причем, если все прежние существующие грузовые корабли были одноразовыми, то есть сгорали на обратном пути в плотных слоях атмосферы, то «Дракон» сможет вернуться на землю.
Руководство компании Space Exploration Technologies заявляет, что в случае успешной апробации в качестве грузового корабля, «Дракон» в будущем будет использоваться и для перевозки людей. Он сможет за один рейс перевозить до 7-и человек (в то время как «Союз» - максимум 3-х). Ориентировочная стоимость перевозки одного астронавта – около 20 миллионов долларов.
Нет сомнения, что частные полеты в космос – дело недалекого будущего. Пока трудно предсказать, чего здесь может быть больше – плюсов или минусов. Разумеется, конкуренция всегда приводит к повышению качества продукции или услуг, снижению себестоимости, развитию технологий. С другой стороны, в борьбе крупных корпораций за столь перспективный и выгодный рынок дело может дойти до весьма негативных последствий.