Инцидент произошел в результате экономического спора двух туроператоров – «Якутинтурист» и принимающей компании «Хай Вай» в Харбине. Последняя предъявила претензии в задержке оплаты счетов за проживание туристов на курорте. Российская фирма задолжала китайским партнерам 500 000 юаней, что в пересчете на рубли составляет 2,5 миллиона. В результате по указанию генерального директора «Хай Вай» якутских туристов переселили из номеров в холлы гостиниц и оставили без питания. У некоторых из них отобрали загранпаспорта, что является нарушением китайского же законодательства, поскольку изымать паспорта в этой стране – прерогатива полиции.
В ситуацию пришлось вмешаться сотрудникам консульского отдела посольства России в КНР. Вскоре появилось сообщение со ссылкой на заведующего отделом Леонида Игнатенко. По его словам, инцидент был исчерпан, проблему удалось решить, и люди вернулись в свои номера. В то же время в Ростуризм поступили сведения о второй группе выселенных туристов численностью 47 человек. Об этом СМИ узнали от официального представителя агентства Ирины Щегольковой.
Директор компании «Якутинтурист» Елена Христофорова инцидент никак не комментировала, но Ростуризм сообщил, что российская фирма пыталась погасить задолженность по безналичному расчету, однако китайская сторона требовала мгновенной оплаты всей суммы.
Ситуацию, когда в разборки хозяйствующих субъектов втягиваются туристы, имеющие на руках документы об оплате ими всех услуг, эксперты расценили как элементарный шантаж. Китайская сторона с помощью данного скандала решила выбить из российского оператора деньги, которые тот по каким-то причинам вовремя не перечислил. С точки зрения ни в чем не повинных туристов это называется новорусским словом беспредел. В результате инцидента появилась рекомендация Ростуризма отечественным туристическим фирмам отказаться от сотрудничества с китайским оператором «Хай Вай».