Картины Босха поражали современников, а многих ввергали в самый настоящий ужас. Настолько талантливо и причудливо были им изображены человеческие пороки и страхи, предрассудки и бредни, да еще в сатирическом гротескном виде на грани фантасмагории. Находились люди, которые считали Босха душевнобольным; были и те, которые утверждали, будто он – спирит, алхимик и мастер оккультных наук; кое-кто считал, что живописец подпал под влияние нечистой силы.
Этот мастер настолько опередил свое время, его творчество было настолько непривычным, нарушающим все каноны, что художника только чудом не привлекли к суду инквизиции, признав еретиком и прислужником дьявола. Ведь даже в двадцатом веке художники-сюрреалисты во главе со знаменитым Сальвадором Дали назвали Босха почетным профессором кошмаров. В каком-то смысле Иеронимуса Босха можно считать самым первым сюрреалистом. Вполне вероятно, что он действительно не был совершенно нормальным в общепринятом смысле этого слова. Или, что также вполне возможно, у него было просто чересчур богатое воображение.
Через сто лет после своей смерти, случившейся 9 августа 1516 года, гениального и загадочного живописца совершенно забыли. И только спустя еще несколько веков его «открыли» заново. Иметь картины Босха в коллекции живописи стало очень престижно. В настоящее время искусствоведы уверенно относят к творческому наследию художника 25 картин и 8 рисунков. Самая богатая коллекция произведений Босха сейчас украшает знаменитую галерею Прадо в Мадриде.
День смерти художника – 9 августа – считается днем его памяти. В его родном городе Хертогенбосе с 2007 года существует центр Босха, где выставлены копии его творений. В день памяти туда приходит множество посетителей, для которых даются концерты и представления. Желающие могут посетить импровизированный музей – мастерскую художника, воссозданную до мельчайших подробностей, свойственных временам Босха.