Будучи приверженцем христианской религии, молодая вдова знатного происхождения Улита, боясь гонений за веру, оставила свой дом, имущество и вместе с трехлетним сыном бежала в сопровождении двух рабынь. События происходили на территории современной Турции. Из Иконии (тур. Конья) Улита перебралась в Тарс (ныне Тарсус), где стала жить как странствующая нищенка. Но однажды она была узнана и приведена на суд к правителю города Александру. На суде она подтвердила свою преданность христианской вере. Тогда у нее отняли сына и стали бичевать. Кирик не мог вынести страданий матери. Поначалу он плакал, а потом начал рваться к Улите, заявив, что он тоже христианин. В гневе Александр сбросил ребенка с каменного помоста, и тот разбился насмерть.
Улиту же подвергли страшным мучениям. Ее тело скребли железными зубьями, а раны поливали кипящей смолой. После чего ей отсекли голову. Тела Кирика и Улиты, выброшенные за городом, тайно погребли рабыни.
Относительно обретения мощей мучеников есть две версии. По одной из них рабыня, хоронившая Кирика и Улиту, указала императору Константину I Великому, провозгласившему свободу вероисповедания, на место их погребения. Тот повелел перенести останки в Константинополь, который он сделал столицей империи. Там в честь мучеников был основан монастырь. По другой версии, осерский епископ Аматор, обретя мощи в Антиохии, перенес их в Осер.
В русской народной традиции день Кирика и Улиты считается серединой лета. «Матушку Улиту» женщины почитают своей заступницей и в этот день им полагается как следует отдохнуть. В поле вообще на Кирика и Улиту лучше не ходить, поскольку там в этот день гуляет нечистая сила, и может быть дурное предзнаменование.
Время, впрочем, нужно провести с пользой, обращая внимание на детей, которых пора приучать к труду. Кирика и Улиту особо почитают старообрядцы, которые прекрасно знают, что такое гонение за веру.