Дефицит бюджета Франции, т.е. превышение расхода над доходами, в мае 2012 г. составил 5,325 млрд евро, или 5,2%. Президент страны социалист Франсуа Олланд еще во время избирательной кампании обещал решить эту проблему, не прибегая к жесткому сокращению социальных программ. Кроме того, он заявлял о необходимости поддержки среднего класса и инвестиций в культуру и образование. Соответственно, у него оставался только один путь: повышение налогов на доходы самых богатых граждан страны.
И вот 19.07.2012 года министр бюджета Жером Каюзак объявил, что с 2013 года граждане, чей годовой доход превышает 1 млн евро, будут платить налог в размере 75%. Эта мера поможет сократить разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан Франции и снимет социальную напряженность. Повышение налогов – решение непопулярное, и министр утешил богатых французов, подчеркнув, что это временная мера. Она рассчитана на 3 года. За это время казна получит около 7 млрд евро.
Кроме того, владельцы активов на сумму свыше 1,3 млн евро должны будут заплатить единовременный сбор. 1,1 млн евро должно принести увеличение налога на прибыль и дивиденды, которые выплачивают корпорации. Власти не исключают возможности повышения подоходного налога для граждан с доходами 150 тыс. евро в год. Речь идет уже не о тех, кто получает прибыль за счет ренты или эксплуатации чужого труда, а о высокооплачиваемых специалистах – верхнем слое среднего класса.
Пессимисты не склонны доверять словам правительства о том, что это повышение – временная мера. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и противники президента предрекают отток капиталов из страны и массовый вывод производства за границу, например, в Англию. В пример Олланду ставят британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, который обещает снизить налоги на крупные состояния до 40% с нынешних 50%.