Создание тяжелого ракетоносителя является сложнейшей инженерной задачей, решить которую могут лишь очень немногие страны. При этом важны не только грамотные технические решения, но и создание благоприятных условий для работы конструкторов. Если вспомнить советскую лунную программу, то основной причиной поражения в лунной гонке следует признать не технические проблемы, а отсутствие единого координационного центра, способного объединить усилия ведущих конструкторов. Особенно ярко это проявилось после смерти Сергея Павловича Королева. В условиях разобщенности конструкторов, а главное, потери интереса к лунной программе со стороны руководства страны, построить ракетоноситель для полета к Луне было практически невозможно. Тем не менее, ракета Н-1, несмотря на несколько неудачных стартов, была доработана и вполне смогла бы выполнить свою миссию.
Что же Россия имеет сейчас для полета к Луне? «Рабочие лошадки» ее космической отрасли, «Союзы» и «Протоны», для лунной программы непригодны, а новых ракетоносителей так и не построено. Тем не менее вроде бы что-то начинает меняться – в июне 2012 года стало известно, что Роскосмос по поручению Совета безопасности разработал концепцию развития ракетоносителей, пригодных для полета к Луне. Ожидается, что первый пилотируемый полет к спутнику Земли новая ракета сможет выполнить к 2028 году. Согласно проекту, она сможет поднимать до 70 тонн груза, стартовый комплекс для нее будет расположен на космодроме Восточный. Стоит отметить, что разрабатываемая сейчас в США тяжелая ракета-носитель Falcon сможет выводить на орбиту до 53 тонн груза.
Второго августа стало известно, что Роскосмос объявил конкурс на создание эскизного проекта тяжелой ракеты на базе уже известной «Ангары». Ее особенностью является модульная конструкция, а также использование на всех ступенях в качестве топлива керосина. На ракету будет устанавливаться новый двигатель РД-191, все стендовые испытания которого уже проведены. Заявление Роскосмоса свидетельствует о том, что наконец-то сделан выбор между двумя проектами – «Ангарой» и «Русью». Это позволит Федеральному космическому агентству отказаться от дублирования программ и сэкономить немалые средства. В современных условиях Россия просто не может позволить себе иметь несколько конкурирующих проектов - выгоднее сосредоточить усилия конструкторов на одном, что и было сделано. Можно констатировать, что ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, работы по созданию лунной ракеты начались.