Найденная окаменелость самого древнего насекомого составляет лишь восемь миллиметров в длину, но ее ценность для научного мира неоспорима. До этого открытия у исследователей древней жизни практически не было останков насекомых, которых можно было бы отнести к периоду времени между окончанием девона и началом карбона. Поэтому промежуток, находящийся между 385 и 325 миллионами лет тому назад, часто именовался «лакуной в истории шестиногих».
Данная находка получила название Strudiella devonica, она сделана неподалеку от города Намюр, располагающегося в центре Бельгии. Молекулярный анализ ДНК окаменелости, проведенный учеными, подтвердил давнее научное предположение: в позднем девоне существовали определенные виды насекомых.
По словам ученых, проводивших исследования, до сих пор о древнейших представителях класса насекомых было известно чрезвычайно мало. В частности, они располагали двумя мандибулами – челюстями насекомых из Шотландии, относящихся к периоду девона. Возраст данных фрагментов составляет порядка четырехсот миллионов лет. Далее за ними следуют находки, относящиеся уже к каменноугольному периоду, начавшемуся примерно 350 миллионов лет назад. К ним относятся стрекозы с размахом крыльев, достигающим 75 сантиметров, а также тараканы размером с собаку. Период между двумя частичками насекомых, найденных в Шотландии и несметными полчищами гигантов, по словам ученых, до сегодняшнего дня был абсолютно ничем не заполнен.
У найденной в Бельгии личинки нет крыльев, но ученые уверены, что они должны были вырасти по достижению особью зрелого возраста. В пользу такого мнения свидетельствует форма мандибул – похожая на те, которые есть у современных кузнечиков. Вероятно, Strudiella devonica на самом деле является личинкой крылатого насекомого. Если это действительно так, то можно считать, что в науке произошел переворот – найденная личинка подтверждает, что насекомые научились летать гораздо раньше, чем свидетельствовали предыдущие находки. Но ученые, занимающиеся данным вопросом, осторожны и не спешат с выводами, так как подобные заключения нельзя делать по одному не очень хорошо сохранившемуся экземпляру.