В феврале 1988 года в Лондоне состоялась международная конференция министров здравоохранения, посвященная СПИДу. На ней была принята декларация, в которой говорилось о том, что в условиях отсутствия каких-либо средств лечения болезни очень важными становятся соответствующие просветительские и информационные программы, а также улучшение профилактической работы.
В США, где число ВИЧ-инфицированных - одно из самых больших в мире, на борьбу со СПИДом было отпущено 1,3 миллиарда долларов, из них 480 миллионов - на просветительские программы. Интересно, что пионерами таких программ стали добровольцы, сначала обратившие свое внимание на мужчин-гомосексуалистов. В результате их усилий удалось значительно снизить частоту заражения ВИЧ геями, хотя и на сегодняшний день самый большой процент роста заболеваемости (60%) приходится на них.
Другие программы направлены на пропаганду в обществе здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения по отношению друг к другу.
В рамках Чрезвычайного плана президента США по оказанию помощи в связи со СПИДом правительство США проводит различие между универсальным и целенаправленным подходами к профилактике. Универсальная проводится для всего населения, целенаправленная – для лиц, входящих в группу риска. Ими являются потребители инъекционных наркотиков, гомосексуалисты, коммерческие секс-работники, дискордантные пары (один из партнеров заражен ВИЧ).
В 2012 году FDA (Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США) разрешило применять для профилактики заражения ВИЧ, передающегося половым путем, препарат трувада. Это первое лекарство, одобренное к применению его неинфицированными лицами из «группы риска». Ранее этот препарат использовали исключительно для лечения СПИДа. Данные, полученные в результате исследований, показали, что ежедневный прием препарата позволяет значительно снизить риск заражения ВИЧ половым путем.
Начальник отдела антивирусной продукции FDA Дебра Биркрант отмечает, что сегодня, благодаря антивирусным препаратам, ВИЧ лечится и воспринимается как хроническое заболевание. А ведь не так давно оно считалось равным смертному приговору. Но все же, истина стара – болезнь лучше предупредить, чем потом ее лечить.