Вам понадобится
- Программа воспитания в детском саду
- Игры и игрушки для выполнения тестовых заданий
Инструкция
1
Определите, какой вид диагностики вам нужен. В любом случае вам понадобятся тестовые задания. Можно взять их из набора С. Забраминой. Это матрешки, пирамидки из 4-х колец, доски Сегена, коробочки-вкладыши, разрезные картинки. При выборе тестового задания учтите возраст детей. Например, трехлетним малышам можно предложить пирамидки, детям постарше – остальные игрушки из набота. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сгруппировать предметы по существенным признакам, найти предмет, который не подходит к группе других, подобрать недостающий предмет и так далее.
2
Объясните задание. Как правило, дети с нормальным уровнем психического развития хорошо понимают вербальную инструкцию к заданию, соответствующему их возрасту. Трехлетние дети уже знают соотношение «больше – меньше» и могут сравнивать по величине несколько предметов. Дети с задержкой психического развития с трудом запоминают словесную инструкцию, для них более эффективен показ. В процессе выполнения задания проанализируйте, насколько хорошо ребенок запомнил инструкцию и способен ли следовать ей до конца.
3
Для тестового задания можно использовать и различные виды конструирования. Например, для малышей это будет конструирование из четырех деталей. Сначала ребенку предлагается готовая постройка. Педагог просит сделать такую же. Дети должны сами подобрать детали и сложить их в нужном порядке. Если это не получается, педагог показывает, что на что нужно поставить, затем предлагает детям выполнить постройку еще раз. По результатам работы ребенка вы можете определить уровень зрительного анализа, пространственного воображения, навыков конструирования.
4
По результатам тестового задания отметьте, как каждый ребенок отнесся собственно к исследованию, насколько хорошо он понял и запомнил инструкцию, был или нет у него интерес к заданию и насколько долго он сохранился. Отметьте также, насколько целенаправленными были действия ребенка, рассчитывал ли он свои усилия, умеет ли заранее планировать выполнение задания или действует эмпирическим путем, пользуется ли он посторонней помощью и насколько. Очень важно также то, прилагает ли ребенок волевые усилия для того, чтобы правильно выполнить задания.
5
Проведите диагностику по отдельным видам деятельности. Для определения уровня игровой деятельности детей предложите детям несколько игровых ситуаций. Например, для определения уровня игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста предложите детям игрушки, которые предполагают совместную деятельность. Понаблюдайте, насколько дети умеют распределять роли, могут ли играть без конфликтов. Для определения уровня развития изобразительной деятельности предложите несколько тестовых заданий – например, дорисовать круги или квадраты, дополнить сюжетный рисунок.
6
Для диагностики культурно-гигиенических навыков достаточно просто наблюдения. Насколько умения и навыки детей соответствуют возрасту? Ребенок младшей группы должен уметь есть ложкой, вытирать рот салфеткой, мыть руки мылом и щеткой, правильно надевать носки и штаны. Ребенок подготовительной группы умеет пользоваться вилкой и ножом, самостоятельно одевается и так далее. Данные диагностики показывают педагогу, над какими умениями и навыками ребенка необходимо работать.