Цель законопроекта об утилизационном сборе состоит в установлении правовых основ, обеспечивающих эффективное развитие в России промышленной инфраструктуры для утилизации автотранспортных средств и их компонентов. Законопроект подготавливает юридическую базу и устанавливает нормы в отношении переработки транспорта категорий M и N. К ним относятся как легковые, так и грузовые автомобили, а также автобусы.
В качестве основного средства обеспечения развития и функционирования отрасли безопасной утилизации автотранспорта законопроект предусматривает введение специальных сборов. Они распространяются как на производимые в Российской Федерации, так и на ввозимые на ее территорию автомобили. Сбор взимается единожды с физического или юридического лица, вводящего автотранспортное средство в гражданский оборот.
Все утилизационные сборы должны перечисляться в федеральный бюджет. Далее накопленные фонды лягут в основу финансирования перерабатывающих предприятий, а также послужат для компенсации различных затрат, связанных с утилизацией автотранспорта. Иными словами, законопроект не является в прямом смысле актом, направленным лишь на пополнение бюджета, поскольку он оговаривает и расходные обязательства государства перед юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими утилизационный бизнес.
Предполагается, что сумма утилизационного сбора будет варьироваться в зависимости от различных параметров вводимого в оборот автотранспортного средства. В первую очередь она будет зависеть от объема двигателя и класса автомобиля. Также предусмотрены гораздо более высокие базовые ставки, применяемые к подержанным иномаркам.
Законопроект об утилизационном сборе состоит из ряда поправок, касающихся в основном Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Но он также затрагивает и другие законодательные акты, направленные на регулирование норм утилизации. Законопроект был принят Государственной думой Российской Федерации в первом чтении. Датой его вступления в силу является 1 августа 2012 года.