Прежде всего стоит уточнить, что поправки были «исправлены» относительно той версии, которая попала в СМИ первоначально. Новый закон гласит, что любой сайт, имеющий «педофильский, наркоманский или суицидальный» контент может быть закрыт «без суда и следствия» до тех пор, пока информация не будет удалена. Очевидные плюсы, разумеется, в этом есть, но слишком уж размыты формулировки.
К примеру: в первый же день после принятия закона может быть закрыта Wikipedia, потому что она - исчерпывающий источник информации о множестве видов наркотиков. Формально, можно закрыть ее даже из-за краткого содержания набоковской «Лолиты». Аналогично можно прикрыть все поисковые системы, Youtube и любые социальные сети (последние, возможно, даже заслуженно).
Разумеется, делать это вряд ли кто-то будет. Но, например, на время народных волнений тот же «Твиттер» можно закрыть, дабы избежать утечки информации. А потом объявить о том, что «нелегальный контент был удален» и запустить сайт вновь.
То, что отменены судебные разбирательства перед закрытием, дает возможность «отключения» неугодных правительству порталов в считанные минуты. При этом у пользователя нет никакой возможности убедиться в том, что действие правомерно – о действительном содержании закрытого сайта будут знать только его обладатели и «закрывшие». Больше того: под ударом окажутся не только непосредственно «виноватые», но и смежные ресурсы, ведь известно, что множество различных порталов могут обладать единым IP-адресом.
Говорить о том, будет ли что-то из этого реализовано в действительности, сложно. С одной стороны, хочется верить в искренние намерения правительства, с другой же - всегда есть Китай. Пекин, после принятия аналогичного закона, жесточайшим образом начал фильтровать содержимое сети, вынуждая людей общаться на специальном, «стерильном» сленге.
Одно ясно наверняка: новая поправка дает гигантские возможности для ограничения свободы слова в России. Раньше интернет был «свободным», и влиять на него не было почти никакой возможности, теперь же появились достаточно мощные «рычаги». Все, что остается юзерам – надеяться на честность правительства и отсутствие злоупотребления с их стороны.