Плащ – «родной» элемент костюма, прочно закрепившийся за героем с самых первых появлений на страницах комиксов. Главное его назначение - полет: благодаря особой структуре (в трилогии Кристофера Нолана свойство называлось «эффект памяти») плащ, ощущая падение своего владельца, становился плотным, превращаясь в аналог планера и позволяя пикировать с любой высоты.
Стоит отдать должное: не так давно ученые подвергли серьезному анализу один из эпизодов фильма о Бетмене и посчитали, что плащ был бы для героя смертельно опасен. Да, миллионер бы смог пикировать с любой высоты и даже, возможно, немного взлетать - но средняя скорость персонажа была бы 80 км в час. Очевидно, что «мягкой» посадки ожидать бы не приходилось.
Бэтмен нередко использует свой плащ в подручных целях: гасит огонь, согревает раненых и активно машет им в драке. Особенно часто это можно заметить в фильмах и мультсериалах о супергерое (в которых динамики, ясно, больше, чем в комиксе).
Впрочем, тряпочная накидка является не единственным устройством Брюса Уэйна: так, в нескольких выпусках комикса фигурировала специальная версия плаща, позволяющая полноценно летать и, кроме того, обладающая некоторым запасом вооружения (по паре ракет под «крыльями»). Очевидно, впрочем, что конструкция была достаточно громоздкой и использовалась только в особых случаях.
Не стоит забывать и о том, что плащ порой (по волшебной воле сценаристов) становился пуленепробиваемым и устойчивым к взрывам, делая Бэтмена почти неуязвимой мишенью.
Но ничто на свете не бывает идеально. Порой крупная накидка становится опасна и для самого Уэйна. Так, посланный электромагнитный импульс может вывести плащ из «твердого» состояния, превратив элегантное планирование в сокрушительное падение. Сложно посчитать, кроме того, сколько раз герой (опять же, спасибо сценаристам) загорался из-за плаща; цеплялся за уступы и углы; был замечен противником и дезориентирован. Пара отрицательных персонажей даже ухитрялась запутать Бэтмена в плаще, одев ему его на голову.