Дети с первых дней жизни нуждаются в тактильном контакте и настойчиво стараются привлечь к себе внимание. Однако ребенку с аутизмом, наоборот, комфортнее в кроватке. Очутившись на руках взрослого человека, он пытается вырваться, всячески избегая телесного соприкосновения.
Кроха не реагирует на родительские ласковые слова и даже на громкие звуки, неожиданную яркую вспышку света. Подвешенные над изголовьем колыбельки игрушки не занимают внимания ребенка, остаются невидимыми для него. Кажется, что у вас в доме поселился маленький мыслитель, целиком погруженный в обдумывание некой вселенской проблемы.
Малыш слишком спокоен, малоподвижен. Ему неведомо естественное детское любопытство. Он не исследователь и даже не наблюдатель жизни вокруг себя. Ребенок не спешит заявить о своей проблеме громким и требовательным криком, как обычно это делают дети его возраста. Наоборот, плач крохи монотонный, на одной ноте. Он способен долго издавать подобные протяжные звуки, находя в них удовольствие для самого себя.
По мере роста малыш все заметнее отстает в развитии от сверстников. Первые слова произносит совершенно бессвязно, не пытаясь складывать фразы и донести до взрослых свои желания. Речь для него является не средством коммуникации, а всего лишь набором звуков. Он не способен назвать словом действие или предмет.
С игрушками кроха может сидеть часами, однообразно раскладывая их в ряд или круг, по одному ему известному плану. Игра более напоминает ритуал, чем обычное детское развлечение. Ребенок игнорирует все попытки родителей прервать это занятие и научиться чему-то новому.
Малыш практически всегда подавлен и озадачен какой-то неведомой окружающим проблемой. У него не наблюдается никаких ярко выраженных эмоциональных всплесков. Он одинаково равнодушен к похвале и наказанию. Для ребенка нет событий, достойных бурной реакции или особого внимания.