Инструкция
1
Довольно часто затруднения в произношении у детей вызывает твердый звук «л». Они смягчают его, произносят, например, «лёдка» вместо «лодка». Чтобы поставить твердое произношение, предложите ребенку следующие упражнения. Пусть ребенок произносит нараспев звук «а». В это время кончиком языка пусть попробует задевать десну за верхними зубами. Получится «алалала». Другое упражнение – попросите ребенка прикусить кончик языка. Пусть слова с твердым «л» он пробует произносить именно в таком положении языка.
2
Другая распространенная проблема – неумение произносить твердый звук «р». Логопеды считают этот звук наиболее трудным для постановки. Попробуйте поставить «р» на основе звука «д». Пусть ребенок попробует быстро произносить «д» и при этом сильно дуть на кончик языка. Другая популярная техника – сначала научите ребенка произносить звук однократно – это не так сложно. Затем, с помощью специальных стишков и упражнений, постепенно учите его «тянуть» звук. Впрочем, в домашних условиях поставить этот звук будет трудно – лучше обратиться за помощью к логопеду.
3
Часто дети не умеют произносить звук «к», причем, ни твердый, ни мягкий. Методика постановки следующая. Пусть ребенок произносит слог «та». В это время пальцем надавите ему на середину языка и просите продолжать – получится звук «тя». Если продвинуть палец чуть дальше, получится «кя». Еще дальше – «ка». Разумеется, руки при этом должны быть стерильными, а ребенка, возможно, придется приучать к такой методике, чтобы он не пугался.
4
Твердый «с» ставится вместе с мягким, система его произношения помогает научиться произносить многие другие свистящие. Чтобы поставит звук «с», сначала покажите ему на своем примере правильную артикуляцию – губы растянуты в улыбке, кончик языка «прилип» к передним зубам, края языка – к верхним зубам, звук произносится с помощью выдувания струи воздуха. Пробуйте имитировать звук сдувающегося шарика. Прежде чем ставить звук «с», проделайте упражнения на звуки «и» и «ф».
Все остальные звуки у детей обычно сразу получается произносить и твердо, и мягко, либо не получается совсем, но в этом случае уже нужна комплексная работа с логопедом.
Все остальные звуки у детей обычно сразу получается произносить и твердо, и мягко, либо не получается совсем, но в этом случае уже нужна комплексная работа с логопедом.