Вам понадобится
- Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Инструкция
1
Произведение относится к последнему периоду творчества писателя, и на этот факт следует обратить внимание школьников, приступая к изучению рассказа. Перед чтением текста познакомьте учащихся с основными фактами биографии Л.Н. Толстого, сведениями о его личности и о последних годах жизни великого русского классика.
2
История создания произведения многое раскрывает в авторском замысле. Подводя итог начальному этапу урока, поставьте перед учащимися вопрос: «Почему писатель, находясь в преклонном возрасте, обратился к воспоминаниям своей молодости?» Обратите внимание школьников на то, что история несостоявшейся женитьбы главного героя случилась с братом писателя – Сергеем Николаевичем.
3
Проведите комментированное чтение рассказа. После ознакомления с текстом предложите учащимся систему вопросов, направленных на выявление умения школьников правильно понимать сюжет художественного произведения.
• Почему рассказ называется «После бала»?
• Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
• Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
• Почему бал выглядит для него «чудесным»?
• Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
• В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
• Что увидел рассказчик на плацу?
• Почему так подробно описана сцена экзекуции?
• Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на плацу?
• Почему рассказ называется «После бала»?
• Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
• Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
• Почему бал выглядит для него «чудесным»?
• Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
• В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
• Что увидел рассказчик на плацу?
• Почему так подробно описана сцена экзекуции?
• Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на плацу?
4
В процессе работы над ответами можно предложить учащимся составить краткий план рассказа: вступление, описание бала, после бала, заключение.
5
Предложите школьникам подобрать цитатный материал, подводящий к выявлению проблемы рассказа. Этот материал должен соответствовать основным микротемам произведения: «прекрасное чувство» героя к дочери полковника, портреты Вареньки и ее отца, обстановка на балу, состояние рассказчика после бала, унылый пейзаж весеннего утра, страшная картина экзекуции, поведение полковника на плацу, описание чувства, охватившего Ивана Васильевича после увиденного.
6
Познакомьте учащихся с понятием антитезы. Предложите им, обратившись к художественному материалу, найти сцены, в которых Толстой использует прием противопоставления. Обратите внимание школьников на то, что контрастности автор достигает средствами языка, которые следует выписать в тетрадь. Итогом этой работы должно стать заключение о том, что прием контраста помогает сорвать маску добродушия с лица полковника и выявить его подлинную сущность.
7
Итоговый этап работы над анализом рассказа «После бала» должен привести к главным выводам, формулировки которых учащиеся записывают в тетрадь. Связаны эти выводы прежде всего с образом Ивана Васильевича – повествователя.
• Рассказчик – добрый и честный человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
• Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
• «Любовь пошла на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
• Он не пошел служить в армию, как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
• Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.
• Рассказчик – добрый и честный человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
• Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
• «Любовь пошла на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
• Он не пошел служить в армию, как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
• Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.