Программа утилизации была направлена на сокращение старого автопарка, то есть автомобилей, выпущенных в 1999 году и ранее, которые в своем большинстве не соответствовали современным стандартам безопасности и экологическим нормативам. Для этого гражданам, имеющим такие машины, при сдаче их в утиль предоставлялось право приобретения нового авто из перечня, утвержденного Минпромторгом РФ, со скидкой в размере 50 тысяч рублей. В этот перечень были включены как автомобили отечественного производства (Lada, ГАЗ, УАЗ, ИЖ), так и некоторые модели иностранных компаний, сборка которых осуществляется на территории России (Ford Focus, Toyota Camry, Scoda Fabia, Volkswagen Tiguan и т.д.).


К автомобилю, сдаваемому на утилизацию, предъявлялись следующие требования:
- масса до 3,5 тонн;
- возраст старше 10 лет (1999 и более ранние годы выпуска);
- полная комплектность – наличие всех составных частей, деталей, узлов и агрегатов на их штатных местах;
- регистрация на последнего владельца не менее 1 года.


Обмен старых автомобилей на новые производился по следующей схеме. Автовладелец заполняет в 5 экземплярах форму Свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства, представленную на сайте Минпромторга России, на сайтах или в офисах автоцентров, участвующих в программе. Затем собственник автомобиля приезжает на нем к официальному дилеру из утвержденного списка с полным комплектом документов и оформляет доверенность на сотрудника автоцентра на снятие транспортного средства с учета, передачу на утилизацию и получение свидетельства об утилизации. Владелец автомобиля и дилерский центр заключают договор поручения на выполнение указанных действий, а также договор ответственного хранения транспортного средства до момента снятия его с учета. Клиент выбирает новый автомобиль из перечня, утвержденного Правительством РФ, а дилер резервирует его и рассчитывает цену с учетом скидки в размере 50 тысяч рублей. При получении свидетельства об утилизации между торговой организацией и клиентом заключается договор купли-продажи автомобиля, производится его полная оплата и прочие действия, связанные с оформлением его в собственность покупателя.


На следующем этапе дилеры организуют перевозку сданных в утиль автомобилей к утилизаторам. После чего Министерство промышленности и торговли РФ компенсирует автоцентрам, участвующим в программе, стоимость доставки транспортных средств к пунктам утилизации, а также сумму предоставленных клиентам скидок.


По итогам работы программы утилизации автопарк в России был обновлен на 14%, причем большинство вновь приобретенных автомобилей составили модели производства ОАО «АВТОВАЗ» - Lada. Также в рамках программы граждане отдали предпочтение покупке таких брендов, как Renault, Ford, Chevrolet, Fiat, ГАЗ, УАЗ.