Инструкция
1
Выберите одну из предложенных тем для работы над текстом сочинения. Это один из самых важных этапов создания речевого произведения, т.к. отбор фактического материала и логика изложения суждений зависят от вида выбранной темы.
2
Определите вид выбранной темы. Например, по произведению «Капитанская дочка» могут быть предложены такие формулировки:
Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (проблемная).
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (сопоставительная).
Изображение пугачевского движения (обзорная).
Мастерство автора в изображении характеров героев повести «Капитанская дочка» (тема, связанная с раскрытием особенностей мастерства писателя).
Первая встреча Гринева с Пугачевым (анализ эпизода).
«Береги честь смолоду» (тема сочинения по цитате).
Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (проблемная).
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (сопоставительная).
Изображение пугачевского движения (обзорная).
Мастерство автора в изображении характеров героев повести «Капитанская дочка» (тема, связанная с раскрытием особенностей мастерства писателя).
Первая встреча Гринева с Пугачевым (анализ эпизода).
«Береги честь смолоду» (тема сочинения по цитате).
3
Продумайте структуру сочинения. Независимо от выбранного вида темы она должна быть трехчастной: вступление, основная часть, заключение.
4
Составьте план работы над сочинением. Для проведения анализа художественного произведения рекомендуется такой план сделать сложным. Каждый его пункт должен содержать тезис или проблемный вопрос, по которым высказываются суждения и подбираются аргументы из текста. Например, при работе над темой «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина» план может содержать такие пункты: «Что общего между Гриневым и Швабриным?», «Как герои понимают понятие „офицерская честь“?», «Гринев и Швабрин – персонажи-антиподы» и т.д.
5
Напишите вступление. Сформулируйте в нем проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках выбранной темы. Вы также можете начать с краткой характеристики эпохи и истории создания произведения. Отметьте особенности выбранного Пушкиным жанра «исторической повести».
6
Главное содержание основной части составляют развернутые и доказательные ответы на сформулированные во вступлении вопросы. Работая с любой выбранной темой, вы не должны забывать, что образ Емельяна Пугачева – ключевой в повести, потому что он является символом колоссального социального бунта, теме которого и посвящено произведение. Поэтому эпизоды с участием предводителя крестьянского восстания могут стать хорошей аргументационной базой для ваших мыслей.
7
В заключительной части сочинения подведите итоги в рамках ваших рассуждений по проблемным вопросам. Главными выводами по повести «Капитанская дочка» могут стать такие положения: «А.С. Пушкин не выступает с идеей утверждения бунта»; «Образ Пугачева у автора во многом соответствует тому, как он запечатлен в народно-поэтическом сознании»; «Любовь помогает сохранить честь и достоинство» и т.д. Помните, что вступление и заключение во многом повторяют друг друга, меняется лишь форма изложения – от вопросительной к утвердительной.