Инструкция
1
Прежде всего, вы должны вполне хорошо представлять, что такое аккорды и какими они бывают. И, естественно, уметь их играть. Это не значит, что вы сразу сможете их легко подбирать. Играть по нотам - еще не значит уметь определять их на слух. Но базовые умения все же должны быть (точно так же, как знание букв алфавита упрощает построение слов). И чем больше вы играете, тем проще вам будет казаться задача подбора аккомпанемента. Для начала наработайте опыт на игре песен с уже известными вам аккордами (изучите специальные песенники или соответствующие сайты для гитаристов).
2
Прежде чем приступить к подбору аккомпанемента, прослушайте песню целиком. Большинство музыкальных произведений имеют повторяющуюся структуру, делятся на так называемые «квадраты» (на сленге самих музыкантов - повторяющаяся смена аккордов). Есть цепочки аккордов (т.е. квадраты), которые постоянно дублируются в куплетах, в припевах. Проследите смену таких цепочек в течение всей песни.
3
Отмечайте, в каких частях мелодии сменяются аккорды. Кусками отслушивайте песню, пытаясь в каждом аккорде определить основной тон, т.е. ноту, с которой аккорд строится. Определив, пропойте этот звук, так он лучше запомнится. Затем «отыщите» его на одной из басовых струн (он должен звучать в унисон с аккордом в самой песне). От найденной ноты стройте все созвучие. Здесь уже не должно быть затруднений. Так, если вы определили, что основной тон - «до» ( «С» в буквенном обозначении), то аккорд будет, соответственно, С или Cm (в зависимости от того, мажорный он или минорный). В качестве подсказки держите перед собой табличку с простыми аккордами, где показано, как их играть, так вам не придется строить их самому. Теперь прослушайте песню дальше, отследите, где уже известный вам аккорд сменяется на другой. И точно так же пропойте следующий, найдите его основной тон и т.д. Записывайте все аккорды буквенными обозначениями (С, D, Fm и т.п.). В какой-то момент вы заметите, что последовательность аккордов начала повторяться. С этого момента процесс подбора пойдет значительно быстрее, т.к. основа аккомпанемента уже есть. Но припев, скорее всего, придется подбирать отдельно, тем же самым способом.
4
Чаще всего песни написаны в какой-либо тональности. Зная ее, вы упростите себе процесс подбора аккомпанемента. Тональность часто определяется по заключительному аккорду или ноте, иногда - по первому. Это знание очень поможет вам, если вы уже знакомы с базовой нотной грамотой (поэтому учите ноты и гаммы!). Зная, например, что песня написана в до-мажоре, вы уже не будете действовать вслепую, как раньше, и сразу начнете строить аккорды от нот, входящих в эту тональность (т.е., допустим, от ноты «фа», а не «фа-диез», «си», а не «си-бемоль» и т.п.). И тренируйте слух и слуховую память. Со временем процесс «нахождения» нужного аккорда на грифе гитары не займет у вас и минуты.