Понятие педагогической диагностики более широкое, нежели проверка знаний, умений и навыков учащихся. Процесс такой проверки только определяет результаты, при этом не объясняя их. Диагностирование состоит из контроля, оценивания, накопления данных, их анализа и, как следствие, определяет способы достижения наилучших результатов, выявляет динамику и тенденции образовательного процесса.
По аналогии с тремя функциями учебно-воспитательного процесса выделяются основные сферы диагностики: образование, обучение и воспитание.
• В сфере образования с помощью диагностики определяется уровень развития личности, овладение ею устойчивой системой обобщенных знаний о мире, о своем месте в нем, т.е. знаний в широком смысле этого слова.
• В сфере обучения диагностируют уровень овладения конкретными знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в образовательном учреждении.
• В сфере воспитания диагностика выявляет уровень сформированности эмоциональных, моральных качеств личности или группы учащихся.
Объектом педагогической диагностики является учащийся или студент образовательного учреждения, а также их коллектив. Для проведения диагностирования проводят сбор демографических данных об изучаемой личности и ее семье, о физическом и психическом здоровье учащегося, о его познавательных способностях, поведении, мотивационной сфере и т.д. Педагогическая наука предлагает большой выбор методов диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ творческих работ и т.д.
Субъектами диагностики традиционно выступают педагоги и педагоги-тестологи, получившие дополнительное образование в специализированном научно-педагогическом учреждении.
Наиболее важным этапом проведения диагностики является контроль, т.е. наблюдение за процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков. Контроль позволяет получить сведения о характере деятельности учащегося, эффективности использования возможностей педагогического процесса в учебных целях. Контроль бывает нескольких видов: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый. Он осуществляется в различных формах: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Используя различные методы контроля (устного, письменного, машинного, тестового), педагогическая диагностика способствует успешному изучению структуры личности и ее свойств: интеллектуальных и творческих способностей, объема памяти, уровня развития внимательности.