Основными составляющими структурными единицами воспитательного мероприятия являются: его участники, поставленная цель, содержание, используемые методы и средства воспитания, непосредственно организация процесса и результат.
Воспитательные мероприятия различаются по таким критериям, как: количество участников (фронтальные, индивидуальные, парные, групповые), содержание воспитания (интеллектуальные, социальные, трудовые, художественные, валеологические, досуговые), а также по степени их универсальности.
По методу воспитательного воздействия мероприятия делятся на словесные и практические; по характеру инициирования – на программные и ситуативные; по степени обязательности участия – на обязательные и добровольные; по месту проведения – на классные, внешкольные и внутришкольные.
К обязательным фронтальным воспитательным мероприятиям относятся такие формы, как собрание, конференция, линейка, общественно-полезный труд, смотр, и т.д. К групповым – дежурство по школе или по классу, смотр, линейка, классный час, заседания органов управления, собрание и т.д. К индивидуальным – посещение на дому, собеседование, поручение и т.д.
Добровольные воспитательные мероприятия могут проводиться в следующих формах: конкурс, соревнование, КТД (коллективное творческое дело), диспут, эстафета, ярмарка, выставка, круглый стол, олимпиада, дискуссия и т.д.
Каждое воспитательное мероприятие требует от его организаторов тщательной подготовки. Как правило, составляется подробный план мероприятия, в котором прописываются все его основные этапы и их краткое содержание. Обязательно формулируется цель проведения мероприятия. При выборе формы организации и содержания учитываются возрастные особенности группы воспитанников, их физические и психологические возможности. Также продумывается ряд организационных вопросов: определяется место для проведения мероприятия, различные вспомогательные средства, количество ведущих и участников и т.п.