Инструкция
1
Для начала нужно выбрать произведение, которое вы собираетесь читать. У Некрасова много стоящих стихотворений. Основные вопросы, которые он затрагивает в своих произведениях: тема творчества, поэт и поэзия, тема Родины, любовная лирика, общественная сатира. Для примера подойдет стихотворение «Пророк».
2
Прочитайте стихотворение один раз про себя и несколько раз вслух. Почувствуйте, где нужно делать паузы, с какой интонацией нужно прочитывать стихотворение и какой смысл нужно вкладывать в слова. Смысл и настроение стихотворения передается через логические ударения, интонацию, жесты и мимику чтеца. Возьмите книгу или распечатку со стихотворением и простым карандашом начертите схему, которая будет помогать вам интонировать речь. В схеме должны быть следующие элементы: логические ударения (гласная отмечается скобочкой внизу), направление интонации (стрелочки вверх или вниз), паузы – (апостроф), вспомогательные дуги – они идут от одной гласной к другой и не представлены на изображении ниже.
3
Начните с первой строчки и выделите в ней логические ударения, интонации и паузы. Знаки препинания будут вам помогать. Двоеточие в первой строке говорит о том, что после него нужно сделать паузу. Интонация идет вверх, а голос несколько меняется – слова автора и слова, которые он просит не говорить, произносятся как бы разными голосами. Логические ударения ставятся в словах, наиболее важных. Например, во второй строке говорится о том, что человек сам будет виноват в судьбе, и слова «сам», «судьбы» и «виной» - главные. Ударные гласные в них будут логическими ударениями строфы. От одной гласной к другой нарисуйте дуги – ваша интонация должна как бы объединить эти слова, учитывая повышение и понижение голоса.
4
Паузы ставятся после самых сильных по логическому ударению слов («Он будет сам… судьбы своей виной») и при любом перечислении, как, например, во второй строфе – «возвышенней и шире»). В классических стихотворениях паузы обычно ставятся и в конце строк, но при этом сохраняйте так называемую «интонацию зашагивания» – не разрывайте цельный текст интонационно, паузы должны быть короткими. Останавливаться также нужно после каждой законченной мысли.
5
Что касается повышения и понижения интонации, попробуйте сами почувствовать, куда ее нужно направлять, вполне возможно, вам не подойдет вариант, приведенный на схеме. Но помните, что в конце стихотворения предпоследняя фраза всегда повышается, а последняя – понижается, интонация уходит вниз, в редких случаях – остается посередине, если на конце стоит двоеточие.
6
Но главное – не схемы, они лишь опорный конспект. Вы должны прочувствовать стихотворение, прожить его, и свои чувства и эмоции донести до слушателей. Не забывайте про жесты и мимику. Но не переиграйте – жесты должны быть уместными и естественными, так же, как выражение вашего лица. Например, в данном стихотворении, драматичном и возвышенном, улыбка возможна лишь как легкая скептическая усмешка.