Вам понадобится
- - гитара;
- - табулатуры и цифровки;
- - каподастр;
- - проигрыватель и записи песен.
Инструкция
1
Выберите песню, которую вы хотели бы разучить. Прослушайте ее несколько раз и постарайтесь запомнить слова и мелодию. Текст лучше переписать, в особенности если к нему прилагается цифровка, то есть буквенные обозначения аккордов. Постарайтесь запоминать одновременно слова и мелодию.
2
Научитесь читать цифровки. Для этого вам нужно запомнить буквенные обозначения различных звуков. В современных песенниках обычно применяются латинские обозначения, где звукоряд начинается с ноты ля. Она обозначается как А. Следующие звуки натурального ля-минора тоже имеют свои обозначения. До — С, ре — D, ми — Е, фа — F, соль — G. Исключение составляет звук си. В старых русских цифровках он обозначается буквой H, хотя и идет вслед за ля. Буковой В обозначается в этом случае си-бемоль. Однако западные музыканты не используют обозначение H, а си у них — В. Такой вариант приняли и многие современные российские музыканты.
3
Определите, в мажоре или в миноре написана понравившаяся вам песня. Мажор звучит бодро и весело, минор — грустно. Научитесь не смешивать понятия «весело» и «громко», «грустно» и «тихо». Многие начинающие исполнители стремятся форсировать звук в мажорной тональности и занижать уровень в миноре. Имейте в виду, что песня может быть написана и в разных тональностях. Например, у нее может быть мажорный куплет и минорный припев.
4
Попробуйте просчитать размер. Вариантов много, но вам важно знать, сколько долей в каждом такте. Это очень хорошо слышно. Прослушайте песню, отстукивая левой рукой сильные доли. Прослушайте еще раз и правой легонько простучите слабые. Сосчитайте, сколько слабых долей помещается между сильными. Как правило, аккорды в популярных песнях меняются на сильную долю. Исключение составляют переходные аккорды, требующие разрешения. Они берутся на слабую долю и разрешаются на сильную.
5
Посмотрите в цифровке, какие созвучия вы уже знаете и какие вам предстоит выучить. Найдите незнакомые аккорды в табулатурах и разучите их в наиболее удобной позиции. Попробуйте сыграть последовательность. Можете пока не напевать, вам нужно просто понять, какие пальцы куда переставлять. Во время пения это придется делать достаточно быстро, поэтому каждую перестановку доведите до автоматизма.
6
Поэкспериментируйте с правой рукой. У каждой песни — свой характер, который требует применения определенной техники. Например, романсы в основном играются перебором, а в эстрадных и бардовских песнях, роке, фолке и других направлениях могут применяться разные варианты боя. Впрочем, основной прием вы в любом случае освойте. Берите большим пальцем правой руки бас на сильную долю, а затем — восходящее или нисходящее арпеджио остальными пальцами по очереди. Когда научитесь делать это уверенно, попробуйте играть после баса аккорд соединенными вместе пальцами. Не напрягайте запястье, кисть должна двигаться абсолютно свободно.
7
Тихонько напевайте мелодию, подыгрывая себе на гитаре и меняя аккорды в нужных местах. Если это получилось, можете начинать петь в полный голос. Вы убедитесь в том, что громко петь легче, чем тихо. Не забывайте правильно дышать. Как правило, дыхание берется между фразами, в тех самых местах, где вы меняете аккорды. Дышать старайтесь животом, а не грудью. У мужчин это получается автоматически, а женщинам необходимо себя контролировать. Правильное дыхание нужно для того, чтобы образовывался воздушный столб с опорой на диафрагму. Петь одними связками довольно опасно, можно быстро лишиться голоса.
8
Думайте о содержании песни. Это придаст вашему исполнению необходимую выразительность. Начинайте петь сразу, с самого первого слога. Многие начинающие исполнители его «проглатывают». Слова произносите четко и понятно. Некоторые согласные требуют особенного внимания. Например, «п», «б», «д» и «т» не должны звучать слишком резко. Губы в этом случае размыкаются точно с той же силой, как и при обычной речи. Гласные при пении редуцируются несколько меньше, чем когда вы просто говорите.
9
Отработайте динамику. Подумайте, какие фразы должны звучать громче, какие — тише, где нужно ослабить или усилить звук. Это зависит от содержания песни.
10
Если вам предстоит петь в микрофон, помните, что не нужно форсировать звук. Пойте спокойно, как будто никакого микрофона нет.