Российский региональный самолет нового поколения Superjet 100 совершал демонстрационный тур по странам Азии. Он побывал в Казахстане, Пакистане, Бирме и должен был посетить еще Лаос и Вьетнам. 9 мая самолет прибыл в Джакарту.
Показательные полеты проводились из столичного аэропорта Хаким Перданакусума. Первый продолжался полчаса и прошел нормально. Второй, проводившийся в тот же день, начался при солнечной погоде. Однако после того как самолет перевалил через горную гряду, он попал в полосу дождя и тумана. Через 20 минут после начала полета экипаж запросил у диспетчера разрешение на снижение. Самолет шел на высоте 3 тыс. м, и экипаж, видимо, пытался обойти снизу мощные кучевые облака, верхняя граница которых в этот день лежала на высоте 11,1 тыс. м. Лайнер пропал с экранов радара через 8 секунд после того, как было получено разрешение на снижение до 1,8 тыс. м.
Утром следующего дня обломки пропавшего самолета были обнаружены на западном склоне горы Салак. По свидетельству спасателей их положение на почти отвесной поверхности говорит о том, что лайнер упал плашмя, т.е. в последний момент пилот пытался резко набрать высоту, чтобы увести самолет от столкновения.
Индонезийские специалисты считают, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа. По их словам самолет должен был снизиться позже, в районе пляжа Пангадаран, поскольку минимально разрешенная высота полета в данной местности составляет 3,3 тыс. м.
11 мая российские авиационные эксперты в Центре подготовки авиаперсонала на специальном тренажере смоделировали последний полет лайнера SSJ-100. Они также пришли к выводу, что причиной трагедии стала ошибка экипажа. На борту лайнера установлена система безопасности. Все сигналы дублируются. В случае возникновения препятствия сообщение выдается на центральный дисплей и включается речевой информатор. Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно. Эксперты уверены, что это не ошибка диспетчеров, поскольку они дают только высоту и курс снижения. Превышение рельефа, должно быть заложено в БПМР лайнера. Проведенный эксперимент является неофициальным, его участники лишь пытались прояснить для себя причину катастрофы.
Специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов, учитывая имеющиеся на данный момент факты, также считает, что экипаж нарушил нормы безопасности, существующие для полетов в гористой местности. Поскольку это был управляемый полет, и экипаж не докладывал об отказах, следовательно, речь идет не о технических неполадках, а об ошибке пилота.
Заслуженный летчик испытатель, герой России Анатолий Кнышов, однако, придерживается иной точки зрения. Он говорит, что на SSJ-100 летел очень опытный экипаж. А рельеф местности и погодные условия должны учитываться не только пилотами, но и наземными службами. Если самолет выходит на предельные пеленги, диспетчер обязан предупредить экипаж, чтобы не дать возможность уйти с курса и уж, тем более, снизиться. Кроме того, эксперт считает, что грозовые разряды могли привести к отказу системы безопасности. Следовательно, не исключено, что экипаж не имел полной информации о своем месте нахождения и о том, что впереди.
На сегодняшний день найдены оба бортовых самописца. Их расшифровка будет проводиться специалистами джакартской лаборатории совместно с российскими экспертами. Не исключено, что после завершения работ они смогут назвать точную причину падения SSJ-100. Но пока сделать это невозможно.