Инструкция
1
2
На 11 можно умножать в уме и двузначные числа. Для этого сначала сложите обе цифры двузначного числа. Например, у числа 43 при сложении цифр 4 и 3 получится 7. Результат поместите между цифрами двузначного числа: 473. Если сумма цифр получится более 10 включительно, действуйте по-другому. Так, при умножении на 11 числа 48 при сложении цифр 4 и 8 получится 12. К старшему разряду двузначного числа прибавьте единицу: 4+1=5. Это будет старший разряд произведения. Средним его разрядом станет младший разряд суммы - 2, а младшим - младший разряд двузначного числа, то есть, 8. Таким образом, 48*11=528.
3
Чтобы умножить число на пять, вначале умножьте его на десять, добавив справа нуль. Например: 82*10=820. Затем результат разделите на два: 820/2=410. Отсюда следует, что 82*5=410. Оба действия вместе взятые (умножение на десять и деление на два) можно выполнить в уме заметно быстрее, чем умножение на пять в одно действие.
4
Если вам приходится работать с вычислительной техникой, знать степени числа 2 следует наизусть, как таблицу умножения. Не поленитесь выучить следующий ряд чисел: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 8192, 16384, 32768, 65536, 131072, 262144, 524288, 1048576. Это - значения степеней числа 2 в диапазоне от 0 до 20.
5
Используйте приближенные вычисления там, где требования к точности результата невысоки. Это позволит свести математические действия с многозначными числами к таким же действиям с числами меньшей длины. Научитесь пользоваться логарифмической линейкой, и в первую очередь - умножать и делить на ней. Для умножения совместите единицу на шкале B с первым множителем на шкале A. Напротив второго множителя на шкале B будет находиться произведение на шкале A. Для деления совместите делимое на шкале A с делителем на шкале B. Напротив единицы на шкале B окажется частное на шкале A. Доведя эти действия до автоматизма, вы сможете умножать и делить числа из двух или трех разрядов быстрее, чем на калькуляторе.
6
При подсчете количества предметов или событий используйте следующий прием. Подсчитывая первый, второй, третий или четвертый объект, рисуйте стороны квадрата, а при появлении пятого объекта перечеркивайте его. Затем начинайте новый квадрат. После двадцати квадратов (что соответствует ста предметам или событиям) начинайте новую строку. Затем сначала сосчитайте количество полных строк - оно будет равно числу сотен. В оставшейся неполной строке сосчитайте количество пар квадратов - это будет число десятков. В оставшейся неполной паре квадратов сосчитайте количество линий, и получится число единиц.