Вам понадобится
- - фортепиано;
- - ноты для начинающих;
- - нотная тетрадь;
- - карандаш.
Инструкция
1
Узнайте уровень подготовки пришедшего ученика. Уточните, знает ли он нотную грамоту, какие обозначения в письме ему уже знакомы. Проверить это лучше всего на обычной гамме «до-мажор», написанной нотами разной длительности с правильно оформленной нотной строкой (обозначить ее конец/начало, поставить ключ и размер). Будьте готовы к тому, что маленькие дети в первый раз увидят представленные вами «значки». В таком случае, первый урок необходимо посвятить рассказу о нотном стане, нотах и различных условных обозначениях.
2
Обязательно сразу показывайте ноты на клавишах фортепиано. Таким образом, у ученика будет формироваться наглядная связь, и запоминание пройдет на более качественном уровне. Сразу зафиксируйте правильную посадку за инструментом. Обратите внимание на то, как должны располагаться ноги, как держать спину, как делится клавиатура фортепиано на правую и левую руку.
3
Начало обучения должно проводиться на гаммах. На них же идет и постановка руки исполнителя. На этот момент обратите особое внимание. Рука не должна «плашмя» лежать на клавишах, она должна быть расслабленной и собранной одновременно, прикосновения к клавишам должны быть легкими.
4
Чтобы отработать правильную постановку руки, используйте различные упражнения. Например, «Выкидывание платочка». В правую руку берется носовой платок и ученик легко отпускает его на пол, запоминая положение ладони во время освобождения платочка из пальцев. То же самое проделывает и левая рука. Когда произойдет «выброс», поставьте ладонь ученика на клавиши, показав ему ее рабочее состояние.
5
При обучении игре на фортепиано обратите особое внимание на использование «правильных» пальцев. Конечно, многое зависит и от физиологического строения ученика, поэтому в дальнейшем, при исполнении более сложных пьес, помогайте ему подбирать постановку руки. Но гаммы играются с использованием «стандартных» пальцев, зафиксированных вековой традицией. Обязательно покажите это ученику, объяснив, что играя «одним пальцем», больших успехов в обучении игре на фортепиано он не добьется.
6
Обязательно давайте домашнее задание, начиная с самого первого урока. Сперва это может быть простое повторение и закрепление пройденного материала. Но достаточно быстро переходите на то, чтобы ученик стремился сам узнавать что-либо новое. Снабжайте его произведениями для начального этапа, которые он сможет сам разобрать и научиться исполнять. Каждый раз проверяйте выполнение домашнего задания в самом начале урока (после обязательной разминки рук), исправляйте ошибки и хвалите ученика за выполненную работу. Переход к более сложным произведениям выполняйте в зависимости от темпов и успешности обучения игре на фортепиано.