Инструкция
1
Тщательно контролируйте резервы наличности своей компании. Их целевое назначение состоит в возможности преодолеть кризисное время или просто затруднительный финансовый момент. Согласно общепринятому правилу, резерва должно хватить на покрытие расходов по управлению компанией в период от старта сделки и до получения прибыли от нее. В противном случае бизнес будет слишком уязвимым и нестабильным.
2
Тщательно контролируйте даже самые незначительные расходы фирмы. Особенно это касается малого и среднего бизнеса, однако и для крупных компаний данный фактор чрезвычайно важен. Очень часто финансовый кризис возникает не столько от проблем с продажами, сколько от повышения расходов на обеспечение жизнедеятельности фирмы.
3
Избегайте займов, целью которых является погашение уже существующих задолженностей или обеспечение рутинной работы предприятия. Брать деньги в долг нужно исключительно для развития бизнеса, старта новых проектов, финансирования крупной покупки. Причем вы совершенно точно должны знать, когда именно вы сможете вернуть займ, учитывая, в том числе, и возможные негативные факторы.
4
Поддерживайте доверительные и партнерские отношения с сотрудниками компании – иногда руководитель просто не в состоянии заметить некоторые мелкие, но, тем не менее, важные проблемы, на которые рядовой сотрудник обратит внимание. Устраивайте планерки и совещания, прислушивайтесь к мнению работников, проверяйте все отмеченные трудности и проблемы на предмет их серьезности и путей решения. Советуйтесь относительно дальнейших планов развития и реальной возможности перейти на новый уровень конкурентной борьбы. Всегда четко составляйте план развития компании.
5
Оцените, насколько оперативно вашей компанией проводятся выплаты по счетам от партнеров и сторонних поставщиков услуг. Фирма, имеющая стабильное финансовое положение, спокойно рассчитывается в течение 30 дней. Если вы постоянно практикуете продление этих сроков, значит что-то в структуре компании, методике ведения бизнеса или объеме рабочих активов не так.
6
Внимательно следите за уровнем продаж: резкое или стабильное, закономерное падение этого показателя является одним из сигналов приближающейся финансовой проблемы.
7
Разумеется, все указанные моменты не обязательно должны приводить к неминуемому разорению компании. Важно учитывать степень серьезности возникших проблем и частоту, с которой они проявляются. Если эти показатели высоки, то стоит задумать о реорганизации бизнеса, обратиться за помощью к специалистам в области маркетинга. При этом данные проблемы могут изредка возникать в жизни любой компании – это является достаточно нормальным явлением, и здесь важно уметь подстраиваться под ситуацию, иметь заранее продуманную линию поведения на любой случай.