Какой бы ни была причина, по которой у вас возникла необходимость написать жалобу, всегда необходимо помнить, что составлять жалобу следует, руководствуясь чёткими и однозначными правилами – только в этом случае вы сможете получить быстрый и компетентный ответ на вопрос, который вас беспокоит. Только составив жалобу правильно, вы сможете добиться решения проблемы.

 



  1. Жалоба может быть устной или письменной, но устная жалоба может быть признана эффективной только в том случае, когда вы предъявляете претензии во время личного приёма у должностного лица. А это значит, что вам придётся потратить массу времени на предварительную запись, ожидание в очереди и т.д. Поэтому лучше составить жалобу в письменной форме – именно письменная жалоба считается наиболее удобным и эффективным методом решения многих недоразумений.

  2. Жалобу в письменной форме можно отправить как в областную администрацию, так и в федеральные органы власти – но в любом случае этот документ попадёт к адресату и будет рассмотрен не ранее, чем через семь дней. Лучше всего заранее выяснить по телефону, в компетенции какого органа власти находится решение волнующей вас проблемы, грамотно составить жалобу в письменной форме и направить её непосредственно в соответствующую инстанцию.

  3. К составлению самой жалобы необходимо отнестись максимально ответственно – чем грамотнее и вразумительнее составлен данный документ, тем быстрее изложенный в нём вопрос будет решен. В верхнем правом углу укажите полное наименование того органа, который будет заниматься рассмотрением вашей жалобы, а также должностного лица, которому вы хотите направить свои претензии. Не забудьте указать также адрес, фамилию, имя и отчество заявителя, так как жалобы без персональных данных не принимаются к рассмотрению – они считаются анонимными. Единственным исключением из этого правила являются обращения, содержащие сведения о планирующемся или уже совершенном противоправном деянии.

  4. Суть своих претензий следует кратко изложить ниже, с левой стороны листа. Озаглавить жалобу необходимо, исходя из её содержания. Описывать саму претензию необходимо чётко, но с указанием всех подробностей, имеющих значение для рассмотрения жалобы. Опишите все обстоятельства, которые сопутствовали нарушению ваших прав, а если есть свидетели – предоставьте сведения и о них.

  5. Хорошо, если вы располагаете документальными подтверждениями собственных слов – их копии необходимо приложить к жалобе. Чтобы оформить жалобу надлежащим образом, все прилагаемые к ней копии документов необходимо предварительно заверить у нотариуса и указать в конце жалобы весь перечень сопутствующей документации.

  6. Не забудьте проставить дату и засвидетельствовать жалобу собственной подписью. Независимо от того, куда будет направлена ваша жалоба, сделайте несколько копий – у вас есть полное право подавать копии жалобы сразу в несколько организаций. Передавая жалобу сотрудникам соответствующего органа власти, не забудьте узнать, какой номер будет присвоен данному документу, и запишите его. Так вы сможете в дальнейшем отслеживать ход обработки вашей жалобы. В большинстве случаев срок рассмотрения жалобы в муниципальных или федеральных органах власти составляет не более тридцати дней с момента её получения.

  7. Если вам отказали в рассмотрении жалобы или приняли неудовлетворившее вас решение, вы имеете право обратиться в вышестоящие инстанции, направив аналогичную жалобу с приложением уже полученного вами ответа. Если вы не знаете, в какую из вышестоящих инстанций вам следует обратиться, можно направить жалобу в прокуратуру.