Какой бы ни была причина, по которой у вас возникла необходимость написать жалобу, всегда необходимо помнить, что составлять жалобу следует, руководствуясь чёткими и однозначными правилами – только в этом случае вы сможете получить быстрый и компетентный ответ на вопрос, который вас беспокоит. Только составив жалобу правильно, вы сможете добиться решения проблемы.
- Жалоба может быть устной или письменной, но устная жалоба может быть признана эффективной только в том случае, когда вы предъявляете претензии во время личного приёма у должностного лица. А это значит, что вам придётся потратить массу времени на предварительную запись, ожидание в очереди и т.д. Поэтому лучше составить жалобу в письменной форме – именно письменная жалоба считается наиболее удобным и эффективным методом решения многих недоразумений.
- Жалобу в письменной форме можно отправить как в областную администрацию, так и в федеральные органы власти – но в любом случае этот документ попадёт к адресату и будет рассмотрен не ранее, чем через семь дней. Лучше всего заранее выяснить по телефону, в компетенции какого органа власти находится решение волнующей вас проблемы, грамотно составить жалобу в письменной форме и направить её непосредственно в соответствующую инстанцию.
- К составлению самой жалобы необходимо отнестись максимально ответственно – чем грамотнее и вразумительнее составлен данный документ, тем быстрее изложенный в нём вопрос будет решен. В верхнем правом углу укажите полное наименование того органа, который будет заниматься рассмотрением вашей жалобы, а также должностного лица, которому вы хотите направить свои претензии. Не забудьте указать также адрес, фамилию, имя и отчество заявителя, так как жалобы без персональных данных не принимаются к рассмотрению – они считаются анонимными. Единственным исключением из этого правила являются обращения, содержащие сведения о планирующемся или уже совершенном противоправном деянии.
- Суть своих претензий следует кратко изложить ниже, с левой стороны листа. Озаглавить жалобу необходимо, исходя из её содержания. Описывать саму претензию необходимо чётко, но с указанием всех подробностей, имеющих значение для рассмотрения жалобы. Опишите все обстоятельства, которые сопутствовали нарушению ваших прав, а если есть свидетели – предоставьте сведения и о них.
- Хорошо, если вы располагаете документальными подтверждениями собственных слов – их копии необходимо приложить к жалобе. Чтобы оформить жалобу надлежащим образом, все прилагаемые к ней копии документов необходимо предварительно заверить у нотариуса и указать в конце жалобы весь перечень сопутствующей документации.
- Не забудьте проставить дату и засвидетельствовать жалобу собственной подписью. Независимо от того, куда будет направлена ваша жалоба, сделайте несколько копий – у вас есть полное право подавать копии жалобы сразу в несколько организаций. Передавая жалобу сотрудникам соответствующего органа власти, не забудьте узнать, какой номер будет присвоен данному документу, и запишите его. Так вы сможете в дальнейшем отслеживать ход обработки вашей жалобы. В большинстве случаев срок рассмотрения жалобы в муниципальных или федеральных органах власти составляет не более тридцати дней с момента её получения.
- Если вам отказали в рассмотрении жалобы или приняли неудовлетворившее вас решение, вы имеете право обратиться в вышестоящие инстанции, направив аналогичную жалобу с приложением уже полученного вами ответа. Если вы не знаете, в какую из вышестоящих инстанций вам следует обратиться, можно направить жалобу в прокуратуру.