Инструкция
1
Свои первые звуки малыш начинает произносить примерно с двух месяцев. С этого возраста и следует учить ребенка говорить. Раннее общение с ребенком не должно состоять из слов и тем более предложений, используйте более понятный для него язык - лепет. На этом этапе у малыша появляется желание подражать вашим звукам. Желательно сразу работать и над развитием мелкой моторики. Ведь центр координации движения пальцев рук и речевой центр расположены настолько близко, что активное развитие первого влечет за собой не менее активное развитие последнего. Иными словами, чем быстрее малыш научится работать пальчиками, тем проще ему будет овладеть речевыми навыками.
2
В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок переходит от умения прислушиваться к попыткам воспроизводить услышанное. Возьмите за правило сопровождать каждое ваше действие комментариями. Заметив, что малыш увлечен чем-то происходящим, тут же вслух описывайте событие, приковавшее его внимание. Таким образом, в мозгу ребенка сформируется некая связь между словами и их значениями.
3
Примерно к годику малыш отлично усваивает язык жестов. Ваша задача - в процессе игры вынуждать его заменять жесты словами. Поэтому не бросайтесь сразу выполнять его «указания», достав, например, игрушку с верхней полки. Уточните, какая именно ему нужна: машинка или мишка, большая или маленькая и т.д.
4
Не ленитесь читать ребенку стихи и сказки, при этом детально обсуждайте иллюстрации, подробно расписывайте сюжеты, которые нашли отражение в картинках.
5
С двух лет малыш переходит от процесса накапливания пассивного словарного запаса к попыткам найти ему активное применение. На этом этапе следует связать речь с координацией движения. Осуществить это, разумеется, лучше посредством игры. Например, поиграйте в «подай мне…». Правила предельно просты: называете или описываете предмет, который малыш должен вам подать, что он с радостью и делает.
6
В этом же возрасте можно приступать к обучению малыша чтению. Начинать рекомендуется с кубиков, каждая грань которых должна содержать не только букву, но и графическое изображение слова-символа. Произносить буквы следует так, как они звучат в составе слов. К примеру, буква «Л» - это «лэ», а не «эл», «К» - это «к», а не «ка» и т.п. Не торопите ребенка, вполне достаточно изучать по букве за пару дней, но не забывайте периодически повторять пройденный материал.
7
После того как пройдетесь по всем буквам на кубиках, смените наглядные пособия. Дело в том, что в понимании ребенка буквы будут ассоциироваться с определенными изображениями, поэтому приобретите кубики с другими символами, карточки или вовсе букварь в картинках.
8
Примерно с трех лет малыш бывает готов приступать к чтению. Для начала можете воспользоваться все теми же наглядными пособиями. Составьте из букв любой слог, в котором за согласной следует гласная, например, «ка» или «па», затем поменяйте буквы местами и произносите каждый слог нараспев. Затем рассмотрите слоги, состоящие из двух согласных и гласной.
9
Проштудировав имеющиеся кубики и карточки, приобретите специальную книгу, в которой весь текст разбит на слоги. Хороши обучающие пособия, в которых после каждого простого предложения имеется графическое изображение. Таким образом, малыш сможет самостоятельно контролировать правильность прочтения. Когда ребенок научится уверенно читать слоги, подарите ему самую настоящую детскую книжку, где слова пишутся как во взрослых книгах, будучи не разделенными на слоги.