Инструкция
1
Частая ошибка родителей заключается в том, что они хвалят ребенка только за глаза, рассказывая друзям и знакомым, какой он хороший, умный, воспитанный и тому подобное, но забывают говорить то же самое ему самому. Более того, сам он не слышит из уст родителей ничего, кроме замечаний, и даже не догадывается, что перед другими его всячески хвалят. Подумайте, нельзя ли хотя бы иногда хвалить малыша при нем?
2
Детское чувство юмора имеет свои особенности. Взрослый вряд ли обидится, если его шутливо назовут, скажем, дурачком - он поймет по интонации, что собеседник произносит это слово не всерьез. Ребенок же более прямолинеен - подобная шутка может нанести ему глубокую душевную рану. Не шутите так с детьми.
3
Другая причина детской неуверенности в себе - постоянное напоминание азбучных истин. Фразы «поправь воротник», «причешись», «не забудь съесть завтрак», «сиди за партой прямо», звучащие каждый день перед походом в школу, ваши сын или дочь могут воспринимать как «ты дурак, постоянно все забываешь, все тебе приходится напоминать». Подобные напоминания способны вывести из себя даже взрослого, а тем более - ребенка.
4
Конечно, причиной неуверенности в себе могут быть не только родители. Иногда ее может вызывать дисбаланс в успеваемости, когда школьнику очень хорошо даются одни дисциплины, но по другим он учится ужасно. Объясните ребенку, что Бог дает людям разные таланты, потому что иначе получился бы избыток одних специалистов и недостаток других. Но все же помогите ему разобраться в тех предметах, в которых он не силен.
5
Перехваливать ребенка - другая крайность. Никогда не говорите ему ни что он хуже всех, ни что он лучше всех. Воспитывайте из него реалиста: скажите, что он несколько превосходит сверстников лишь в определенных областях, а те, в свою очередь, сильнее него в других. Приведите конкретные примеры: «Маша хорошо играет на пианино (поет, рисует, пишет сочинения, танцует, уравнивает химические реакции), зато ты замечательно строишь модели кораблей (выжигаешь, решаешь задачи по физике, программируешь, играешь в баскетбол, читаешь по-немецки)». Внушите ему, что у него, как и у любого другого человека, имеется своя ниша, свое предназначение.
6
Не бойтесь, что внешкольное образование вызовет нехватку времени для приготовления уроков - практика показывает, что дети, посещающие кружки, нередко лучше справляются и с домашними заданиями. Выбрать кружок ребенок должен сам, в соответствии со своими предпочтениями. Навязывание ему занятия, в котором он будет терпеть постоянные неудачи, укреплению уверенности в себе не способствует. Увлечение же, в котором он полностью проявит себя, значительно повысит его самооценку.
Дети способны сами решить свои "проблемы" лучше взрослых. Особенно, если им не мешать.