Инструкция
1
Термин «символизм» в искусстве был введен французским поэтом Жаном Мореасом. Становление символизма во Франции связано с именами крупнейших поэтов - Шарля Бодлера, Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме. Символисты радикально изменили различные виды искусства и само отношение к нему. Экспериментаторский характер нового течения, стремление к новаторству, космополитизм стали образцом для большинства направлений современного искусства. Символисты использовали недосказанность, таинственность, загадочность, намеки.
2
Предпосылки возникновения символизма возникли в результате кризиса, поразившего Европу во второй половине 19 века. Переоценка ценностей прошлого выразилась в творческом бунте против узкого натурализма и материализма и в свободе религиозно-философских исканий. Система христианских ценностей европейской цивилизации была расшатана. Ограниченность и поверхностность представлений о мире подтвердили множественные естественнонаучные открытия в области математики и физики. Открытие радиации, изобретение беспроволочной связи, квантовая теория и теория относительности пошатнули материалистическую доктрину. Мир оказался непознанным и непознаваемым. Сознание неполноты и ошибочности прежнего знания толкало на поиск новых путей постижения мира. Один из таких путей был предложен символистами.
3
По их мнению, символ обеспечивал целостное представление о реальности. Символистское движение главное значение придавало восстановлению связей с потусторонним миром, что выразилось в возрастании роли фантастического, в увлечении мистикой, теософией, оккультизмом, магией, языческими культами. Символистская эстетика углублялась в воображаемый, запредельный мир – сон и смерть, мир эроса и магии, в эзотерические откровения, измененные состояния сознания. Особую притягательность для символистов имели мифы и сюжеты о неестественных страстях, предельной чувственности, безумии, их привлекали гибридные образы - кентавр, русалка, женщина-змея.
4
Русский символизм имел те же предпосылки - кризис позитивного мировоззрения, обостренное религиозное чувствование. К этому течению можно отнести Анненского, Брюсова, Бальмонта, Гиппиуса, Мережковского, Сологуба, Блока, Соловьева, Волошина. Символизм положил начало модернистским веяниям и в культуре 20 века, обеспечил новое качество литературы. В творчестве крупнейших писателей, таких, как Ахматова, Цветаева, Платонов, Пастернак, Набоков – чувствуется сильнейшее влияние символизма.