Вам понадобится
- - топографическая схема местности масштаба 1:500 – 1:10000,
- - линейка,
- - карандаш,
- - чистые листы бумаги.
Инструкция
1
Построить продольный профиль вы можете, используя любую топографическую карту той местности, где находится проектируемая автодорога, трасса или маршрут. Она обязательно должна иметь определенный масштаб и отметки высот, выраженные в горизонталях. Чем крупнее масштаб такой схемы, том точнее вы спроектируете продольный профиль.
2
Нанесите ось дороги или маршрут пути на схему, чтобы упростить задачу, разбейте его на короткие прямые отрезки, каждый из которых измерьте линейкой с миллиметровыми делениями. Пронумеруйте узловые точки маршрута. Измеряйте каждый отрезок с точностью до десятых долей миллиметра. Выпишите длину каждого отрезка на отдельный лист, сложите и определите общую продолжительность маршрута в миллиметрах. Зная масштаб карты, определите его продолжительность в километрах.
3
Мысленно пройдите по нанесенному на карте маршруту и определите минимальную и максимальную отметки высот, на которых он проходит. Вы можете использовать разные значения масштабов для горизонтальной и вертикальной оси, это повысит наглядность проектируемого продольного профиля. Обычно, вертикальный масштаб принимают равным 1:500, а горизонтальный — 1:5000. Выберите их таким образом, чтобы по длине ваш профиль поместился на одном, максимум — на трех листах по длине, чтобы с ним было удобно работать.
4
Начертите на листе вертикальную и горизонтальную оси. Для удобства их можно разметить в соответствии с выбранным масштабом. По горизонтальной оси нанесите точки маршрута от начальной до конечной, последовательно откладывая их. По вертикальной оси откладывайте значения высот каждой точки маршрута, которые определяйте по топографической схеме, на которую он нанесен.
5
Соедините эти точки, и вы получите продольный профиль своего маршрута или трассы. Измерив длины отрезков по контуру профиля, вы сможете определить реальную продолжительность маршрута, которая из-за влияния рельефа местности может значительно отличаться от той, которая была измерена по топографической карте.