Вам понадобится
- - дудочка;
- - определитель аппликатуры для блок-флейты;
- - виртуальная клавиатура;
- - камертон.
Инструкция
1
Посмотрите, сколько отверстий у вашей дудочки и где они расположены. От этого зависит положение пальцев при игре. Если есть отверстие, находящееся на нижней стороне инструмента, его необходимо зажимать большим пальцем левой руки. При отсутствии такого отверстия этот палец просто подпирает дудочку снизу. В любом случае левая рука находится ближе к губам. Указательный палец левой руки зажимает самое ближнее к губам отверстие, средний - следующее и т.д. Мизинец в процессе не участвует. Если отверстий больше четырех, то пятое закрывает указательный палец правой руки. У некоторых дудок ряд отверстий находится сбоку. Но в любом случае левая рука находится ближе к губам, то есть выше правой.
2
Научитесь правильно брать дыхание и выдыхать воздух. Делайте короткий глубокий вдох, как при пении. Выдыхается воздух медленно и ровно. Перед тем, как попытаться извлечь первый звук, потренируйтесь дышать без инструмента. Подуйте в мундштук инструмента, не зажимая отверстий. Не отчаивайтесь, если сразу получится хрип и свист. Это означает, что вы не нашли правильного положения дудки по отношению к губам. Меняйте его, пока не услышите чистый протяжный звук.
3
Когда вы научитесь правильно брать начальный звук, попробуйте по очереди закрывать пальцами разные отверстия. Добивайтесь каждый раз ровного непрерывного звука. Он не должен срываться, уходить в хрип и свист. Если вам нужно взять более короткий звук, не прерывайте дыхания, а закройте отверстие мундштука языком. Если же быстро открывать и закрывать языком это отверстие - получится тремоло. Этот прием вам тоже может пригодиться.
4
Для того, чтобы научиться подбирать мелодии, вам нужно знать строение гаммы. Если есть под рукой фортепиано и синтезатор, нажимайте по очереди белые и черные клавиши первой октавы (она находится посередине, у фортепиано обычно замок расположен напротив ре первой октавы). Интервал между соседними клавишами, вне зависимости от того, белые они или черные, составляет ровно половинку тона. Попробуйте найти такой же интервал на дудочке. Можно в качестве справочника использовать определитель аппликатуры для сопрановой блок-флейты. Даже если расположение отверстий на вашей дудочке иное, вы сможете понять принцип, по которому играется тон или полутон.
5
Очень полезно понять строение мажорной и минорной гаммы. Удобнее всего это делать на примере гаммы до-мажор, поскольку она вся играется на белых клавишах. Между до и ре расстояние в 1 тон, как и между ре и ми. Между ми и фа нет черных клавиш, так что между ними всего полтона. В группе, где три черных клавиши, последовательность такая: тон, тон, тон, полутон. По этой схеме строятся все мажорные гаммы. Научитесь различать тон и полутон на слух и попробуйте сыграть гамму, соблюдая последовательность интервалов. Определите, по какому принципу строится натуральный минор, и сделайте то же самое. Наиболее удобна для анализа тональность ля-минор.