Инструкция
1
Естественно, облик дьявола в представлении людей менялся от эпохи к эпохе.
Сатана, Вельзевул, Люцифер, нечистый, исчадие ада, квинтэссенция мирового зла… Библия просто именует его Зверем, подчёркивая античеловеческую сущность. В средние века рога, копыта и хвост, отвратительная внешность были непременными атрибутами самых древних дошедших до нас изображений дьявола.
Сатана, Вельзевул, Люцифер, нечистый, исчадие ада, квинтэссенция мирового зла… Библия просто именует его Зверем, подчёркивая античеловеческую сущность. В средние века рога, копыта и хвост, отвратительная внешность были непременными атрибутами самых древних дошедших до нас изображений дьявола.
2
Может быть, произошёл определённый визуальный казус: рога, копыта и хвост достались средневековому дьяволу в наследство от древнегреческих сатиров, которые тоже изображались с рогами, копытами и хвостом. Разница в том, что сатиров аж никак не назовёшь повелителями зла: эллины изображали их безобидными бездельниками-пьянчужками, которые только тем и занимались, что круглосуточно играли на свирелях и ухаживали за нимфами на олимпийских лужайках…
3
Естественная и великая эпоха возрождения вознесла искусство на небывалую в истории человечества высоту. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти тоже задумывались о том, как выглядит дьявол. И оба нашли свой способ обойти церковный запрет и донести до потомков своё видение облика дьявола. Великий флорентиец зашифровал изображение дьявола в группе, где центральными персонажами были мадонна с младенцем. Вы его не видите, но дьявол здесь, он всегда здесь! – как бы говорил Леонардо. Чтоб увидеть дьявола, понадобится зеркало. Поднесите зеркало к фигуре мадонны – и на вас взглянет дьявол.
4
Ренессанс... Великий скульптор Микеланджело создал гениальную статую, вокруг которой по сей день ломают копья искусствоведы. Речь о фигуре Моисея – то есть как бы Моисея, который на самом деле совсем не Моисей. Вселенская мощь, жестокость и злоба, которыми дышит эта фигура, никак не вяжутся с образом библейского героя, который спас от гибели целый народ. И главное: небольшие аккуратные рожки на голове персонажа. Последний атрибут, безусловно показывающий, что изображён не Моисей: изображён дьявол, каким видел его Микаланджело. Моисей невинно пострадал? – Конечно. Просто великий скульптор не нашёл другого способа обойти запрет церковников.
5
Царедворский, идолопоклоннический девятнадцатый век. Век буржуазных революций – а значит, сопротивления единоначалию. Гений российской словесности Михаил Юрьевич Лермонтов в целой серии произведений перевернул представление людей о дьяволе. «Печальный демон, дух изгнанья» не вызывал страха или ненависти, он вызывал сочувствие. Лермонтов заставил вспомнить, что та же самая Библия утверждала, что дьявол – это ангел, хотя и падший. Это любимый сын Бога, хотя и изгнанный. Это мятежный и страдающий дух. Дух мировой скорби. Именно такой облик прекрасного мятежного и страдающего дьявола – Демона – воплотил в своих картинах по мотивам произведений Лермонтова другой гений русского искусства – великий художник Михаил Александрович Врубель.
6
А двадцатый век – век переосмысления ценностей. Михаил Афанасьевич Булгаков создаёт эпохальный роман «Мастер и Маргарита», в котором дьявол снова меняет облик и смысл. Воланд из «Мастера и Маргариты» Булгакова – это высочайший интеллект, всесильная власть, благородная внешность и… зло во имя добра. Воланд злом наказывает зло, насилием – насилие, буквально выжигая мерзость человеческую. Воланд превыше всего ставит Бога и свет. Своими дьявольскими средствами – жестокости и насилия – он постоянно и неизменно борется за дело света. Он ироничен, остроумен, и выглядит, как состоятельный джентльмен. Никаких рогов и копыт.
7
Люди несовершенны, но Богу-творцу не пристало вершить насилие над своими чадами. А если они того заслуживают? Если они совершают надругательства на земле над своими же братьями и сёстрами? Если они творят беспредел, нарушают божьи и человеческие законы, законы гуманности и человеколюбия? – Они заслуживают самого жестокого возмездия. И Воланд вершит правосудие. Он, скорее, шеф тайной полиции небес, а не злобное исчадие ада.
Обратите внимание
В великом мировом противостоянии света и тьмы, добра и зла, лично вам, читающему эти строки, придётся выбрать, на чьей вы стороне, и исходя из этого строить и мысли, и поступки, и судьбу. Мир дуален, третьего не дано. Либо там, либо там. Выбирать вам.
Полезный совет
О, юные, обдумывающие житьё! Читайте Библию вне зависимости от того, верующий вы человек или нет. Вы увидите на её страницах многовековые судорожные и противоречивые попытки человечества осознать суть нравственно-этической вселенной, как сказали бы современные учёные - информационного поля, в котором существует и развивается человеческое сознание. Чем выше сознание – тем ближе оно к добру и свету, тем ближе оно к постижению великого смысла бытия.
Источники:
- Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - последнее прижизненное издание
- Образ дьявола в искусстве. Статья с иллюстрациями
- Образ сатаны в искусстве. Статья с иллюстрациями