Инструкция
1
Естественно, облик дьявола в представлении людей менялся от эпохи к эпохе.
Сатана, Вельзевул, Люцифер, нечистый, исчадие ада, квинтэссенция мирового зла… Библия просто именует его Зверем, подчёркивая античеловеческую сущность. В средние века рога, копыта и хвост, отвратительная внешность были непременными атрибутами самых древних дошедших до нас изображений дьявола.
Вот он во всей красе, с рогами, копытами и хвостом...
2
Может быть, произошёл определённый визуальный казус: рога, копыта и хвост достались средневековому дьяволу в наследство от древнегреческих сатиров, которые тоже изображались с рогами, копытами и хвостом. Разница в том, что сатиров аж никак не назовёшь повелителями зла: эллины изображали их безобидными бездельниками-пьянчужками, которые только тем и занимались, что круглосуточно играли на свирелях и ухаживали за нимфами на олимпийских лужайках…
Нет, это не сатир, это именно дьявол! Да и вместо копыт у него здесь птичьи когти. Монстр!
3
Естественная и великая эпоха возрождения вознесла искусство на небывалую в истории человечества высоту. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти тоже задумывались о том, как выглядит дьявол. И оба нашли свой способ обойти церковный запрет и донести до потомков своё видение облика дьявола. Великий флорентиец зашифровал изображение дьявола в группе, где центральными персонажами были мадонна с младенцем. Вы его не видите, но дьявол здесь, он всегда здесь! – как бы говорил Леонардо. Чтоб увидеть дьявола, понадобится зеркало. Поднесите зеркало к фигуре мадонны – и на вас взглянет дьявол.
Дьявол работы Леонардо. Чтоб его увидеть, нужно приставить зеркало к фигуре мадонны.
4
Ренессанс... Великий скульптор Микеланджело создал гениальную статую, вокруг которой по сей день ломают копья искусствоведы. Речь о фигуре Моисея – то есть как бы Моисея, который на самом деле совсем не Моисей. Вселенская мощь, жестокость и злоба, которыми дышит эта фигура, никак не вяжутся с образом библейского героя, который спас от гибели целый народ. И главное: небольшие аккуратные рожки на голове персонажа. Последний атрибут, безусловно показывающий, что изображён не Моисей: изображён дьявол, каким видел его Микаланджело. Моисей невинно пострадал? – Конечно. Просто великий скульптор не нашёл другого способа обойти запрет церковников.
Моисей Микеланджело, который совсем не Моисей
5
Царедворский, идолопоклоннический девятнадцатый век. Век буржуазных революций – а значит, сопротивления единоначалию. Гений российской словесности Михаил Юрьевич Лермонтов в целой серии произведений перевернул представление людей о дьяволе. «Печальный демон, дух изгнанья» не вызывал страха или ненависти, он вызывал сочувствие. Лермонтов заставил вспомнить, что та же самая Библия утверждала, что дьявол – это ангел, хотя и падший. Это любимый сын Бога, хотя и изгнанный. Это мятежный и страдающий дух. Дух мировой скорби. Именно такой облик прекрасного мятежного и страдающего дьявола – Демона – воплотил в своих картинах по мотивам произведений Лермонтова другой гений русского искусства – великий художник Михаил Александрович Врубель.
Дух изгнанья
6
А двадцатый век – век переосмысления ценностей. Михаил Афанасьевич Булгаков создаёт эпохальный роман «Мастер и Маргарита», в котором дьявол снова меняет облик и смысл. Воланд из «Мастера и Маргариты» Булгакова – это высочайший интеллект, всесильная власть, благородная внешность и… зло во имя добра. Воланд злом наказывает зло, насилием – насилие, буквально выжигая мерзость человеческую. Воланд превыше всего ставит Бога и свет. Своими дьявольскими средствами – жестокости и насилия – он постоянно и неизменно борется за дело света. Он ироничен, остроумен, и выглядит, как состоятельный джентльмен. Никаких рогов и копыт.
Олег Басилашвили видит Воланда таким
7
Люди несовершенны, но Богу-творцу не пристало вершить насилие над своими чадами. А если они того заслуживают? Если они совершают надругательства на земле над своими же братьями и сёстрами? Если они творят беспредел, нарушают божьи и человеческие законы, законы гуманности и человеколюбия? – Они заслуживают самого жестокого возмездия. И Воланд вершит правосудие. Он, скорее, шеф тайной полиции небес, а не злобное исчадие ада.
Таким видит Воланда Валентин Гафт